Режим красных кхмеров в Камбодже: история террора, геноцида и диктатуры Пол Пота. Что произошло в Кампучии и сколько жертв унесла политика коммунистов.

«Красные кхмеры» — неофициальное название радикального коммунистического движения аграрного толка в Камбодже, основанного в 1968 году. Их идеология базировалась на крайних формах маоизма, полном отрицании западной культуры, прогресса и даже традиционных камбоджийских устоев. Главная цель — построение "чистого" коммунистического общества через уничтожение всех, кто не вписывался в их извращённое понимание идеала.

К 1975 году численность «красных кхмеров» достигала около 30 тысяч человек. Основу движения составляли подростки 12–16 лет, осиротевшие в результате гражданской войны и воспитанные в ненависти к городскому населению, считавшемуся "пособниками американцев".

Захват власти и начало террора

17 апреля 1975 года «красные кхмеры» вошли в столицу Камбоджи — Пномпень. С этого дня начался кровавый эксперимент по созданию "абсолютного" коммунистического государства. Страна была переименована в Демократическую Кампучию, а население — превращено в рабов аграрной утопии.

Первым шагом стало полное опустошение городов: более 2 миллионов человек были насильно выселены в сельскую местность. Людям запрещалось брать с собой еду, вещи и лекарства. Отказ подчиниться или даже замешательство карались расстрелом на месте. В этих жестоких маршах смерти погибли сотни тысяч человек.

Жизнь в "новом обществе"

Выселенных согнали в сельскохозяйственные коммуны и кооперативы, где в тяжелейших условиях люди с утра до ночи работали на полях с примитивными орудиями труда или голыми руками. Дневной рацион часто не превышал одной миски риса на 10 человек. Любое неповиновение, даже попытка сорвать фрукт с дерева, каралось смертью.

По всей стране была создана система доносов и слежки. Каждый мог быть обвинён в "контрреволюции" и подвергнут пыткам или казни.

Массовые репрессии и геноцид

Практиковались репрессии по национальным и социальным параметрам (из страны эмигрировали этнические китайцы, вьетнамцы, отдельные чамские народы, бывшие представители господствующих классов и даже имеющие высшее образование; большая часть студентов, педагогов, буддийских монахов).

Уничтожались педагоги, врачи, священники, интеллигенция (при этом интеллигентом считался всякий, кто носил очки, читал книги, знал иностранный язык, носил приличную одежду, в частности европейского покроя), а также подозреваемые в связях с предыдущим правительством, либо иностранными правительствами. Было запрещено писать и читать.

Расправы, чинимые «красными кхмерами, не поддаются описанию: “Население деревни Сресеам было почти полностью уничтожено… солдаты сгоняли детей, связывали их в цепочку, сталкивали в залитые водой воронки и заживо хоронили… Людей подгоняли к краю траншеи, наносили лопатой или мотыгой удар в затылок, и сталкивали вниз. Когда ликвидации подлежало слишком много людей, их собирали в группы по несколько десятков человек, опутывали стальной проволокой, пропускали ток от генератора, установленного на бульдозере, а затем сталкивали потерявших сознание людей в яму и засыпали землёй”. Даже своих же раненых солдат Пол Пот приказывал убивать, чтобы не тратить деньги на лекарства.

По этническому признаку уничтожались вьетнамцы, чамы, по религиозному – христиане, мусульмане и буддийские монахи.

Читать статью  Авиабилеты Томск – Симферополь в 2020 году: особенности поиска и бронирования

Режим Пол Пота проводил систематическое уничтожение:

  • Интеллигенции — достаточно было носить очки или уметь читать, чтобы оказаться в списке "врагов народа".

  • Национальных меньшинств — подверглись геноциду вьетнамцы, китайцы, чамы.

  • Религиозных групп — были уничтожены буддисты, христиане, мусульмане. Из 60 000 буддийских монахов в живых остались лишь около 3 000.

  • Образованных людей — врачи, учителя, инженеры, студенты стали первыми жертвами чисток.

Были разрушены:

  • Почти все школы и медицинские учреждения.

  • Все церкви, мечети и храмы — культовые здания превращались в склады, тюрьмы или просто сносились.

Было разрушено 634 522 здания, из них 5857 школ, а также 796 госпиталей, фельдшерских пунктов и лабораторий, 1968 храмов были разрушены или превращены в складские помещения или тюрьмы. Полпотовцы уничтожили несметное количество сельскохозяйственных инструментов, а также 1 507 416 голов крупного рогатого скота».

С 1975 по январь 1979 года были убиты все 60 тысяч христиан, как священники, так и миряне. Церкви были разграблены, большинство взорвано.

Из 20 тыс. мусульман, проживавших в округе Каммпонгсием (провинция Кампонгтям), в живых не осталось ни одного человека. Из 20 тыс. мусульман уезда Кампонгмеас той же провинции в живых осталось лишь четыре человека. Были разрушены и разорены все 108 мечетей, некоторые из них были превращены в свинарники, взорваны или снесены бульдозерами.  

Методы убийств

Расправы "красных кхмеров" отличались жестокостью и изощрённостью. Людей убивали мотыгами, лопатами, закапывали живьём, применяли электроток. Дети, старики, больные — никто не был в безопасности. Даже раненых солдат приказывали добивать, чтобы не тратить ресурсы на лечение.

Демократическая Кампучия

Демократическая Кампучия – государство, существовавшее в период с 1975 до 1979 года на территории Камбоджи. Название было дано «Красными кхмерами» во время их правления.

Демократическая Кампучия являлась признанным государством – её признали ООН, Албания и КНДР. СССР также де-факто признал правительство «красных кхмеров», поскольку он приглашал Пол Пота в Москву.

Режим красных кхмеров поддерживал внешнюю связь только с Китаем, Северной Кореей, Албанией, Румынией и Францией.

Имена и портреты руководителей страны (Пол Пот – Брат № 1, Нуон Чеа – Брат № 2, Иенг Сари – Брат № 3, Та Мок – Брат № 4, Кхиеу Сампхан – Брат № 5) держались в тайне от населения.

Падение режима «красных кхмеров»

После окончания Вьетнамской войны в апреле 1975 года, когда Северный Вьетнам взял Сайгон и объединил страну, практически одновременно «красные кхмеры» захватили Пномпень, завершив гражданскую войну в Камбодже. Однако, несмотря на прежний союз, отношения между Камбоджей и Вьетнамом начали стремительно ухудшаться.

От союзников к врагам

Историческая вражда между Вьетнамом и Камбоджей лишь усугубилась идеологическими и территориальными разногласиями. Хотя Северный Вьетнам первоначально поддерживал «красных кхмеров» в их борьбе за власть, уже к 1972 году сотрудничество прекратилось из-за глубокой несовместимости целей и методов.

Уже в мае 1975 года начались первые вооружённые столкновения на границе, спровоцированные агрессивной политикой режима Пол Пота. В 1977 году боевые действия вспыхнули с новой силой: кхмерские отряды вторгались на территорию Вьетнама, уничтожая деревни и мирное население. Апогеем зверств стало массовое убийство 3 000 жителей деревни Бачук в апреле 1978 года.

Читать статью  Как выбрать и разместить водопад по Фэн Шуй для привлечения богатства и процветания

Вьетнамское вторжение и крах режима

Ответ Вьетнама не заставил себя ждать. В декабре 1978 года началась масштабная военная операция по свержению режима «красных кхмеров». Камбоджа находилась в полном упадке: отсутствие связи, разруха и деморализованная армия. Наступление было молниеносным — уже 7 января 1979 года вьетнамские войска вошли в Пномпень. Пол Пот бежал из столицы за два часа до её захвата.

Власть в стране перешла к Единому фронту национального спасения Кампучии во главе с Хенг Самрином, однако остатки «красных кхмеров» организованно отступили в джунгли на границе с Таиландом, где продолжили сопротивление ещё долгие годы.

Международная реакция и китайско-вьетнамская война

Китай, остававшийся единственным союзником Пол Пота, резко отреагировал на действия Вьетнама, обвинив его в оккупации Камбоджи. В феврале 1979 года китайская армия вторглась во Вьетнам, но уже через месяц боевые действия завершились. Несмотря на это, Китай продолжал оказывать поддержку «красным кхмерам» на границе.

Длительная оккупация и затянувшаяся война

Вьетнам удерживал контроль над Камбоджей, поскольку армия нового правительства была слишком слаба. В стране оставался крупный вьетнамский контингент численностью до 180 000 человек. Лишь к концу 1980-х годов, под давлением международного сообщества и в условиях изменяющейся политической обстановки, Вьетнам начал поэтапный вывод войск.

В сентябре 1989 года было объявлено о завершении вьетнамского присутствия, но война с остатками «красных кхмеров» продолжалась до конца 1990-х годов. Повстанцы держались в труднодоступных районах на границе с Таиландом, постепенно теряя силу и поддержку.

Итоги конфликта

За годы вьетнамского вмешательства армия понесла тяжёлые потери — около 25 000 убитых. Камбоджа осталась разрушенной и истощённой после двух десятилетий войн и диктатуры.

Пол Пот дожил до конца 1990-х годов, скрываясь в джунглях, и умер, так и не понеся ответственности перед судом.

Последствия террора

С 1975 по 1979 год режим Пол Пота уничтожил, по разным оценкам, от 1,7 до 2 миллионов человек — почти четверть населения страны.

В результате:

  • Более 200 000 сирот и 141 000 инвалидов.

  • Страна оказалась полностью разрушенной — экономика, культура и общество отброшены в первобытное состояние.

  • Было уничтожено свыше 630 000 зданий, включая школы, больницы и культовые сооружения.

  • Вся система образования и здравоохранения была стерта с лица земли.

Поля смерти

Поля смерти – места в Камбодже, где при правительстве красных кхмеров (в 1975-1979 годах) было убито и захоронено большое число людей – по различным оценкам, от полутора до трёх миллионов человек при общем населении в 7 млн.

Юридический процесс, связанный с политическими преступлениями, начинался с того, что человек получал предупреждение от Ангкара – фактического правительства Камбоджи. Получившие более двух предупреждений посылались на «переобучение», означавшее почти верную смерть. Обычно «переобучаемых» принуждали к признаниям в «дореволюционных образе жизни и преступлениях» (в число которых обычно входила либо предпринимательская деятельность, либо связи с иностранцами), заявляя, что Ангкар их простит и «начнёт с чистого листа». Чистый лист заключался в том, что признавшегося посылали в Туол Сленг для пыток и последующей казни.

К жертвам применялись разнообразные пытки, в том числе вырывание ногтей, принуждение к поглощению экскрементов и мочи, повешение и многие другие. В целях экономии боеприпасов людей зачастую убивали молотками, топорами, лопатами или заострёнными бамбуковыми палками. Казни проводили в основном молодые солдаты родом из сельской местности.

Читать статью  В Бодруме открылся один из самых дорогих отелей Турции

Самое известное поле смерти – Чоенг Эк. Сегодня там расположен буддистский мемориал в память о жертвах террора.

Точное число погибших от рук красных кхмеров является предметом споров – правительство, установленное свергнувшими режим Пол Пота вьетнамцами, заявляло о 3,3 миллионах жертв, тогда как по информации ЦРУ кхмеры казнили от 50 до 100 тысяч человек, а всего погибло до 1,2 миллионов, в основном от голода. Более поздние оценки дают примерно 1,7 миллионов жертв.
 

Современное состояние «красных кхмеров»

Режим «красных кхмеров» пал в 1979 году, но движение не исчезло сразу. Остатки сторонников Пол Пота ещё долго продолжали существовать в виде партизанских отрядов в джунглях на границе с Таиландом. Давайте разберёмся, что с ними стало и остались ли кто-то из них живыми сегодня.

⏳ Что произошло после падения режима?

  • После свержения в 1979 году, «красные кхмеры» продолжали вооружённую борьбу против нового камбоджийского правительства почти 20 лет.

  • Они удерживали позиции в приграничных районах, получая поддержку от Китая и некоторую помощь от западных стран, которые в условиях «холодной войны» выступали против вьетнамского влияния в регионе.

  • Лишь в конце 1990-х годов движение окончательно распалось из-за внутренних конфликтов, утраты внешней поддержки и смерти Пол Пота в 1998 году.

⚖️ Суд над «красными кхмерами»

В 2000-х годах Камбоджа при поддержке ООН начала процесс привлечения к ответственности лидеров режима. Для этого был создан специальный трибунал:

  • Чрезвычайные палаты в судах Камбоджи (ECCC) начали свою работу в 2006 году.

  • Суд рассматривал дела только против высшего руководства, поскольку пересажать десятки тысяч бывших рядовых участников было невозможно.

  • Были осуждены ключевые фигуры:

    • Канг Кек Иеу (Дуч) — начальник тюрьмы S-21, приговорён к пожизненному заключению.

    • Нуон Чеа — "брат номер два", идеолог режима, умер в 2019 году в тюрьме.

    • Кхиеу Сампхан — формальный глава государства при Пол Поте, получил пожизненный срок.

  • Пол Пот умер раньше, так и не дождавшись суда.

Остались ли в живых «красные кхмеры» сегодня?

Да, рядовые участники и бывшие сторонники «красных кхмеров» ещё живы, но:

  • Большинство из них — пожилые люди, давно ушедшие от активной политики.

  • Многие после амнистии в 1990-х годах вернулись к обычной жизни в деревнях.

  • Часть бывших кхмеров интегрировались в политическую систему Камбоджи — некоторые занимали должности в региональных администрациях или влились в правящую партию.

Важно понимать, что речь идёт о тысячах бывших бойцов, и преследование велось только против главных идеологов и преступников, напрямую причастных к массовым убийствам.

⚡ Современное отношение к «красным кхмерам»

  • В Камбодже до сих пор чувствуется тень прошлого.

  • Молодёжь плохо осведомлена о трагедии 1975–1979 годов из-за недостатка образования на эту тему.

  • Мемориалы, музеи (как Туоль Сленг, бывшая тюрьма S-21) и «поля смерти» стали местами памяти и туристическими объектами.

❗ Итог

  • Организация «красных кхмеров» полностью прекратила существование к началу 2000-х годов.

  • Все ключевые лидеры либо умерли, либо были осуждены.

  • Рядовые участники доживают свой век без преследований, если не были замешаны в конкретных преступлениях.

  • Камбоджа старается двигаться вперёд, но последствия этого режима до сих пор сказываются на обществе.

  • Режим «красных кхмеров» вошёл в историю как одна из самых бесчеловечных диктатур XX века, где уничтожение собственного народа было возведено в ранг государственной политики.

  • Этот трагический период стал напоминанием всему миру о том, к чему может привести фанатизм, радикальная идеология и полный отказ от гуманизма.

Источник

Похожая запись